пятница, 23 сентября 2016 г.

Не надо надувать щеки

Продолжение дискуссии

Не надо надувать щеки

Перестройка…Сегодня, произнося это слово, мы понимаем, как  нелегок сам ее процесс. Старое не канет в прошлое с пометкой «в архив», не сдаст своих позиций без боя. И этот бой «На смену!» пришлось принять после публикации 23 декабря 1986 г. статьи рабочего Виктора Буртника «Есть ли у серого волка идеал?» О чем думают и спорят философы». Продолжен разговор был в «Аргументе» 13 февраля.

В последнем выпуске «Аргумента» было опубликовано письмо студентов философского факультета УрГУ под заголовком «Гоняют ли «порожняк» философы?».  Именно оно и побудило нас взяться за перо. Дело в том, что мы учимся на том же самом факультете университета, но при этом ни в малейшей степени не разделяем пафоса авторов письма. Энтузиазм, с которым они обрушились на В. Буртника, достоин лучшего применения.
«Каждый должен честно заниматься своим делом», - сказано в письме  наших коллег, и на первый взгляд  с этим нельзя не согласиться. Однако возникают все-таки два возражения. Во-первых,  В. Буртник как раз и обвинил философов в том, что они плохо занимаются своим делом или даже только делают вид, что занимаются именно делом, а не чем-либо иным…И на это обвинение у авторов письма не нашлось другого ответа, кроме того же самого тезиса: «Пусть каждый занимается своим делом», - который, будучи сформулирован в отрицательной форме, звучит, как «не лезь не в свое дело».
Ну, а во-вторых, так ли уж бесспорен и сам тезис? Если безоговорочно следовать ему, то, что же получается: рабочий пусть работает на производстве, инженер – организует  это производство, философ пускай мыслит, а политик -  управляет? Что ж, как известно, вполне последовательно это правило осуществляется в условиях капиталистического общества, где каждый «нормальный индивид» как раз и занимается исключительно своим частным делом и спокойно предоставляет другим индивидам мыслить об обществе, в котором живет, а так же и управлять этим обществом, поскольку считает эти виды деятельности не общим (в том числе и своим), а тоже исключительно частным делом, делом особой группы профессионалов.

Пережитки такого положения дел сохраняются и у нас, на борьбу с ними как раз и направлена перестройка, непременным условием которой (как это еще раз подчеркнул январский (1987г.) Пленум ЦК) является опора на живое творчество масс…всестороннее развитие демократии, социалистического самоуправления…расширение гласности, критики и самокритики во всех сферах жизни общества…».
Хочется надеяться, что перестройка уже в ближайшем будущем серьезно ограничит, а в перспективе и совсем уничтожит противоречащее сущности социализма право «специалистов» заниматься делами, имеющими непосредственно-общественную значимость, вне контроля со стороны общества.  К чему такое право может привести и приводит, мы сегодня все, к сожалению, хорошо знаем. Достаточно вспомнить одни только печально знаменитый проект «поворота» сибирских рек, который был разработан и активно защищался именно специалистами. А предотвратили эту почти осуществленную крупномасштабную глупость как раз не специалисты. И на них тоже покрикивали: не беритесь, мол, судить о вещах, в которых ничего не смыслите.
Именно агрессивное  «Procul este, profani!” – “Прочь удалитесь, непосвещенные!”,  обращенное ко всем нам со стороны многолетне  «освобожденных» от реального труда деятелей разного рода, не в последней степени повинно в том положении дел, что сложилось у нас в стране к апрелю 1985 года. И как пресловутую  «кухарку» пытавшуюся не на словах, а на деле взяться за рычаги государственного управления в недавнем прошлом брезгливо били по рукам: куда, мол, ты лезешь, без «определенных знаний и навыков», так теперь и рабочему, посмевшему «свое суждение иметь» о степени полезности конференции «специалистов-философов», дружным хором грозно кричат: «Не прикасайся! Высокотеоретично!». То есть каждому – свое: тебе, тебе братец еще азы твердить, а уж о положении дел в философской науке пускай судит «философское сообщество», ему видней.  
Мы уже привели один пример сравнительной компетенции специалистов и неспециалистов. Думается, что о «специалистах», разработавших проект «поворота» рек, даже наши коллеги, задорно пошедшие в контратаку на В. Буртника, не решаться сказать, что действовали «со знанием дела».  Впрочем, предполагается, видимо, что в области философии все совсем не так и гораздо лучше. Действительно, если наших коллег совсем, ну, просто  ни чуточки  не удивляет рабочий, «свободно» оперирующий цитатами из Гегеля и Г. В. Плеханова», «знакомы с работами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина», если это, по их мнению, факт вполне заурядный и явление совершенно массовое, значит…Значит, само собой разумеется, что уж «специалисты-философы» всем этим  владеют на гораздо более высоком, глубоком и широком уровне.
Ой, ли? Не беремся давать точные цифры, но можем сказать, что нам известно значительное количество профессионалов философов, как из числа «еще студентов», так и из числа «уже специалистов», которые не только «Феноменологию» или «Логику» Гегеля, но и «Капитал» Маркса ни разу не прочли от начала и до конца. При таком положении дел тезис о «крикливом невежестве», выдвинутый нашими уважаемыми коллегами, может быть понят и не совсем в том смысле, в каком бы им хотелось. Кстати, на этой самой конференции, о которой писал В. Буртник, образцы диалектического, непрофессионального  (в самом точном значении этого слова) подхода к философским проблемам демонстрировали как раз вполне дипломированные  и всесторонне остепененные «философы».
Мы целиком за философию как науку, но мы против превращения философии в зону вне критики, в уютное казино для безответственных умственных игр. Нам кажется, что если многие «партийные документы» последних 10-15 лет и решения (которые ничего не решали), констатации (что обходили суть реальных проблем) создавались «на основе философских теоретических разработок», то гордиться тут особенно нечем. Совсем неуклюже такое надувание щек и битье в литавры выглядит после той оценки, которую получило обществознание на ХХVII съезде партии и на январском (1987 г.) Пленуме ЦК. Так что «публично сделать»  замечание честнее самому себе.
 А. Волков, Н. Снегов,
студенты философского факультета
Уральского госуниверситета. 
Газета  «На смену!» от 27 февраля 1987 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий