вторник, 6 декабря 2016 г.

ВОЗМОЖНОЕ И ВЕРОЯТНОЕ

 Евгений Новиков
Возрастные изменения весьма продолжительны во времени и потому проследить их непосредственно  бывает затруднительно. Ведь любые этносы постоянно обновляются и пополняются молодыми людьми, если только мы не имеем дело с таким сознательным геноцидом, как избиение младенцев в библейские времена. Поэтому в период действительного существования представители живых этносов, как правило, считают себя бессмертными. Так думали все древние народы, так думают и народы современные. Но они ошибаются.
Достаточно отчетливо возрастные этнические изменения  фиксируются в косвенных признаках, чаще всего в явлениях культуры, как наиболее чувствительным к ним.
Но дело , конечно, не в единичных, эпизодических изменениях. О них можно говорить лишь тогда, когда они принимают массовый характер.
В подтверждение этого история человечества демонстрирует нам не только старение, но и полное исчезновение многих этнических образований на всех континентах планеты Земля, от которых остаются только предания и легенды.

Иначе говоря, любой этнос проживает жизнь, проходя все стадии развития – от зарождения до полного отмирания.
 Изучением этих процессов занимается целая наука – этнография, а процесс видоизменения этноса получил название этногенеза.
В вящей славе России, одним из крупнейших мировых ученых в этой области явился наш соотечественник Л.Н.Гумилев.
.При этом имени тотчас вспоминается расхожее изречение: «Природа на детях отдыхает».
Изречение пошлое и ошибочное, ибо если сопоставить три имени - Николай Гумилев, Анна Ахматова и Лев Гумилев - отец, мать и сын, то окажется, что последнее имя для русской культуры самое значительное.
 Касательно значимости научных изысканий в  области этногенеза непосредственно Льва Николаевича,  хотелось бы прежде всего обратить внимание на  стратификацию человеческого духа , какую он предлагает, описывая  сформулированное им явление пассионарности - той страсти, той степени нервно-психологического напряжения, которое овладевает людьми, подчас, в процессе их жизнедеятельности  , считая это духовное качество человека основой его способности к изменению окружающей действительности во всех её проявлениях. И как у отдельной человеческой личности, так и у максимальной общности людей , объединённых сходными признаками - этносе, сила этой страсти в большой мере зависит от возраста и человека, и человеческой общности.
Человеческий дух, мера его пассионарности запечатлевается в том числе в духовных творениях человека. Эту чисто человеческую способность первым заметил поэт Древнего Рима, оставив людям бессмертные строки "Я памятник воздвиг ..." В русской поэзии они хорошо известны в пересказе Пушкина: "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит..."
Поэтому если сравнить степень проявления пассионарности в разные периоды существования этноса   с наиболее массовыми произведениями искусства того же времени, то возможно определить возраст этноса и уровень его жизнеспособности. 
В частности, так  обстоит дело с определением возрастных периодов этноса Эллады через  драматургию Древней Греции. Наложение схемы Гумилева на историческую последовательность жанров, их массовых предпочтений и имён того времени открывает весьма интересную картину.
Иерархия целей, сознательно избранных  как объект достижения в процессе развития  этноса, и соответственная этому степень пассионарного напряжения, отражаясь в драматургических произведениях, которым отдаются зрительские предпочтения, наглядно показывает, на какой возрастной стадии развития этнос находится. Не в меньшей мере о том же может говорить наиболее популярный жанр массовой песни. Столь же показателен пример жанровых и сюжетных предпочтений в кинематографе.
При зарождении этноса для составляющей его общности людей характерна бескорыстная жертвенность, готовность отдать жизнь ради общего успеха соплеменников, товарищей по судьбе, единомышленников.
Далее следует стремление к идеалу личного героизма, победы, за ним - стремление к достижению всеобщего  успеха и признания. Стремление к всенародной славе.
Его сменяет неутолимое стремление к познанию, дающее начало развитию науки.
Затем следует стремление к идеалу творчества, что даёт толчок развитию искусства во всех его жанрах.
Стремления к идеалам сменяются поисками личной житейской удачи с риском для жизни.
Последующей фазой становится стремление к жизненному благополучию без рискованных мероприятий.
Замыкает этот длинный путь жизнь тихого обывателя.
Надо сказать, что очень похожую картину нарисовал некогда И. А. Гончаров в своих романах «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», увековечив процесс  вырождения дворянского сословия.

Нечто подобное три с лишним тысячи лет тому назад представила нам впервые древнегреческая драматургия, разделив весь жизненный цикл на три основных жанра - трагедию, драму и комедию.
Этому делению соответствуют имена великих драматургов древности и их творения.
Софокл – трагедия рока
Эсхил – трагедия долга
Эврипид – психологическая драма
Аристофан –сатирическая комедия
Менандр – комедия положений

Более кратко, но совершенно отчетливо о том же самом сказал некогда Шекспир:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
В.Шекспир, Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"


Названное жанровое деление не существует изолированно одно от другого, ибо дело  не только в нём, но и в массовых  предпочтениях публики, которая от  высокой героики постепенно переходит к примитивному зубоскальству. И  суть происходящего здесь вовсе не в эстетических вкусах, а в неизбежном духовном истощении этноса, теряющего способность к сопротивлению меняющимся жизненным обстоятельствам.
Рассматривая такого рода предпочтения, зная тот человеческий массив, который стоит за каждым из предпочтений, можно почти безошибочно определить, на какой стадии своего бытия находится этнос.
Так, знаменитый клик древнеримского этноса – «Хлеба и зрелищ!» более всего говорил об утрате им былого духа героики и о близкой его гибели. И на смену ему пришли молодые, полные мужественной отваги, готовые жертвовать собой ради победы германские племена.
История Древнего Рима подробно изложена в бесчисленных сочинениях и доступна изучению каждого. Но несмотря на прошедшие времена, пока никто не проследил постепенное оскудение духа гордых римлян.
Впрочем, вовсе не история является предметом  данных размышлений. Используя те методы, смысл которых изложен выше, хотелось бы рассмотреть настоящее положение российского этноса и предугадать то будущее, которое ждёт Россию.
Ныне правящая партия страны восхищается её перспективами, восхваляя донельзя те возможности, которые открылись для России в результате августовского переворота 1991 года. Проще говоря, в результате ликвидации социализма и возвращения России на капиталистический путь развития. И никто отчётливо не говорит об исторически грядущих отрицательных его последствиях. Многочисленные сериалы, которыми изобилуют все каналы ТВ, взахлёб рассказывают, по сути дела, о смертельной вражде между «хорошими» и «плохими» капиталистами, забывая о том, что и теми и другими движет жёсткая конкуренция за объекты , из которых можно извлечь прибыль. А на самом деле и те , и другие занимаются грабежом всенародного достояния. Только одни это делают в рамках дозволенного буржуазным законодательством, другие же чисто бандитскими приёмами. Совсем как в Америке середины позапрошлого века. Когда-то там сняли на эту тему замечательный фильм «В старом Чикаго». Посмотрев его сегодня, можно было бы понять «куда мы идём, куда заворачиваем». И развиваемся ли на самом деле.
Известно, что слово «развитие» ещё ничего не говорит само по себе. Оно лишь фиксирует процесс движения системы. Однако, развитие, движение может быть и восходящим и нисходящим.
Главным признаком восходящего, прогрессивного движения является усложнение той или иной системы, умножение её внутреннего многообразия.
И наоборот, упрощение системы, стремление к  её единообразию есть свидетельство регресса.
Надо ли с особым упорством доказывать, что возвращение России к капиталистическому способу производства объективно есть признак регресса, упрощения системы, связанное прежде всего с обеднением, оскудением духовного богатства, вырождением отдельных человеческих личностей и безмерным разрастанием синдрома потребительства.
Снова ввести классовое расслоение, снова взнуздать старого конька эксплуатации наёмной рабочей силы, разделить производство на «работодателей» и «работовзятелей», отдать общенародную собственность в частные руки «особо-эффективных» собственников, позволить им бесконтрольно присваивать прибавочный продукт, создаваемый коллективным трудом. Вернуть всю ту мерзость, с которой веками боролись лучшие умы , души и сердца России и всего человечества. Это ли не объективная суть того движения, в которое втянута нынешняя Россия усилиями её правящей партии при поддержке нашей извечной политической проститутки - определенной части интеллектуальной «элиты» и творческой интеллигенции.
Всемирным глашатаем нынешней политики России выступил в Давосе премьер М.А.Медведев, возвестивший, что главным механизмом движения и в экономике, и в политике должна стать конкуренция. Чрезвычайно показателен и его ответ на упрёки Запада по поводу попыток России возродить Советский Союз. "Это полный бред, пути в прошлое не существует." Так уверенно заявил выпускник ЛГУ, изучавший политэкономию и диалектический материализм, сдававший кандидатский минимум по философии, бывший член КПСС, уверяя граждан России, что развал СССР это и есть путь в будущее.
К сожалению, философская и политическая безграмотность в нашей стране не новость. Твердо установленная некогда "реформами" Михаила Горбачёва, она продолжает жить и действовать.
При этом крайнее недоумение вызывают отечественные специалисты, именуемые Российскими Учёными Социалистической Ориентации. Они безмолвствуют, а с ними и весь народ, наш замечательный российский этнос.
И на удивление, совсем по-другому поступают учёные Запада, опубликовавшие целый ряд работ в защиту Советской России, в защиту русского этноса , в защиту социализма.
 Как не странно, одной из первых о преимуществах СССР  ещё в ноябре 1991 года говорила экспремьер Англии Маргарет Тэтчер.  Упомянули её выступление в т.ч. в  газете "Завтра" в статье генерала Родионова. Вот что говорила "баба Рита":
"Советский Союз - это страна, представляющая серьёзную угрозу для Западного мира...  Я имею ввиду угрозу экономическую".
"Благодаря плановой экономике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей... Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков."
Но пришедший к власти в стране "лучший немец" - Михаил Горбачёв в короткий срок ликвидировал эту возможность.
Что касается сегодняшнего духовного состояния русского этноса, то его уровень возможно установить, не обращаясь к философским, экономическим и политологическим исследованиям. Для этого достаточно обратиться к методам, открытым некогда Л.Н. Гумилёвым. Широкую возможность для этого даёт "зомбоящик", как нередко называют наше "родное" российское ТВ.
Здесь достаточно ознакомиться с программами четырёх ведущих каналов, чтобы понять , чем живет предпочтительно телезритель. Отсюда станет ясно, на какой ступени "увядания" находится русский этнос, вернее, куда его стремятся запихнуть радетели государства российского. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие темы трагедии, означающее исчерпанность героического периода, т.е. темы подъема всего этноса или его господствующего класса.
Как уже отмечалось выше, главенствующей темой стали различные криминальные разборки, представленные сюжетами милицейской, полицейской и судебной практики, как документальные, так и художественные.
Отсутствуют темы познания в самом широком смысле, а также стремления к творчеству.
Сказанное выше о приоритете криминальных разборок не двусмысленно указывает на то, что главным мотивом жизнедеятельности этноса стало стремление к житейской удаче, порой с риском, а чаще и без риска для жизни. Здесь к криминальным сюжетам примыкают сюжеты бытовые, семейные, морально-нравственные. Возникают порой сюжеты комедийные. Все они наперечет и , как правило, здесь лидирует комедия положений, чаще всего достаточно глупых и примитивных. Комедия сатирическая, представленная фильмами Л.Гайдая, осталась в прошлом вместе с героикой.
Вот картина жанрового разнообразия телепередач по четырём ведущим каналам за 1 февраля.
                     1. Информационные передачи   - 27
                      2.Художественное вещание       -  4
                      3.Документальные передачи      - 15
                      4.Криминальная тематика           - 29
На этом фоне спецканал «Звезда» выглядит просто просветительским -
                      1.Информационные передачи     - 4
                      2. Художественные                       -  5
                      3. Документальные                      -  5
                      4. Криминальные                          -   1
Не ясно ли при этом раскладе, кто и кого будет "мочить в сортире" в ближайшем будущем. Или из Кремля эта картина не проглядывается? И речь здесь идет вовсе не о революции или каком-то стихийном бунте. И тем более не о гражданской войне. Это просто реальная  картина той самой конкурентной борьбы, к которой призывает господин Медведев, доведенная до логического конца, и щедро приправленная эксплуатацией наёмной рабочей силы, как физической, так и интеллектуальной.
Горячо призывая всячески развивать конкуренцию, Дмитрий Анатольевич обнаруживает, мягко говоря, своё непонимание   сущности данного понятия.
А вот что по этому поводу пишет известный философ Эрих Фромм: "... отношения между конкурентами должны быть основаны на взаимном безразличии. В противном случае любой из них был бы парализован в выполнении своей экономической задачи: сражаться с конкурентами , не останавливаясь в случае необходимости перед их... уничтожением." (Эрих Фромм, "Бегство от свободы") 
Таким образом, хочет того или нет, г. Медведев, утверждая господство рыночных, капиталистических отношений, он призывает ко всеобщей взаимной вражде, что и демонстрирует нам изобилие криминальных сюжетов на экранах ТВ. "Ты этого хотел, Жорж Данден!?"
Думается, что нет необходимости рассказывать о сущности совершенно иного характера производственно-экономических отношений при социализме, где должны были господствовать  товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь. И где за этим тщательно следили соответственные организации. И не  это ли имела ввиду Маргарет Тэтчер, говоря о преимуществах экономики СССР?
Отсюда следует один непреложный вывод - Россия "воспрянет ото сна" только тогда, когда в стране будет вновь установлена ВЛАСТЬ СОВЕТОВ!
"Нет пророка в своём отечестве!" - при известной спорности данного выражения, в нём есть определенный смысл. Любые собственные достижения и успехи становятся безусловными, лишь получая всеобщее признание. Поэтому представляется целесообразным привести следующее высказывание из книги американских журналистов Роджера Кирана и Томаса Кенни "Продавшие социализм":
""... только в условиях советского строя был достигнут на практике такой уровень социального равенства и благосостояния населения страны, ... какие никогда раньше, да и поныне, не под силу прочим общественным системам и режимам."
"Светлые головы" Новой России уже более 20 лет тщетно пытаются сформулировать современную национальную идею. А между тем, впору вернуться к тому восклицанию А.Н. Радищева, которое вдохновляло декабристов, разночинцев, народовольцев, социал-демократов, коммунистов, всех тех, для кого не были пустыми слова : "Я оглянулся окрест меня и душа моя страданиями людскими уязвлена стала".
           Помнят ли их нынешние "борцы за народное счастье"?


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий