четверг, 8 декабря 2016 г.

* Гласность НЕ ПО ГЕГЕЛЮ… А МОЖЕТ, НАОБОРОТ?


19 мая с.г. (1993 г.) в газете «Уральский рабочий» появился сводный отчет о встречах екатеринбургцев с епископом американской автокефальной церкви Василием Родзянко. В материале С.Плотникова под названием «К останкам относиться не по Гегелю» автор повествует о мнении гостя относительно проблемы останков царской семьи, как вопрос этот обсуждался на встрече с фондом «Обретение».
Автор этих строк на встрече с фондом не был и суждений отца Василия не слышал. Но речь в данном случае не о том. Речь – о самом материале С.Плотникова как примечательном факте местной идеологической жизни, а точнее, о названии его.
Так, по версии автора, читателю самой многотиражной газеты Среднего Урала совершенно безосновательно навязывается мнение о Гегеле как некоем синониме культурного и исторического нигилизма. У журналиста звучит это как некая, сама собой разумеющаяся, истина. Между тем, это не только не истина, но даже и не достаточно известное мнение. Разве что – провинциальный предрассудок заштатной университетской кафедры, либо даже ленивого студиозуса, который просто-напросто не выучил свой урок…

Во-первых, Гегель – принципиально не нигилист. Более того, в истории мировой философии и культуры нет фигуры более анти-нигилистической. «Ничто, некоторого нечто, есть некое определенное ничто» – вот знаменитая формула его отточенных философских трудов. Другими словами, нет в жизни отрицания без утверждения, а потому отрицать что-либо нужно непременно с умом!
Отрицание же без… ума, ( т.е. безумное отрицание) – это, по Гегелю, и есть демон самоуничтожения, составляющий силу и суть всякого исторического нигилизма. Искусом этого демона заражена вся современная эпоха человечества, которая началась ещё со времён Реформации. Формула его, продуманная мыслителем, получила у него философское наименование «регресс в дурную бесконечность».
Во-вторых, как величайший ценитель того, что можно назвать умной мыслью в отличие от пустой болтовни, Гегель был убеждён, что для людей умных вовсе нет необходимости отсекать голову своему оппоненту, дабы победить, чуждую истине, мысль. Ведь, в качестве обиталища Истины, все мысли – между собой родственники и потому могут проигрывать и побеждать вполне по-родственному. По-истинному (по-божески, по-человечески), стало быть.
Вот почему в произведениях Гегеля мы найдем непревзойдённый до сих пор анализ Великой французской революции, которая дала эпохальный пример опровержения мыслей посредством гильотины – усекновения голов. С точки зрения теории познания, гильотина – это орудие Просвещения, т.е. взбесившийся от абстрактности (неистинности) рассудок, мнящий себя… разумом.
В-третьих, отсюда понятно, что, не будучи нигилистом вообще, Гегель не был нигилистом и в частности. То есть, в вопросе отношения к институту монархии и монарху. Более того, «следует считать большим счастьем, если на долю какого-нибудь народа достаётся благородный монарх» – утверждал он. Из этого у него, правда, вовсе не следует, будто факты «выяснения отношений» между монархами и их собственными народами нужно либо моралистически «приветствавать», либо не менее моралистически же «порицать».
Эти всемирно-исторические факты следует понимать! Ведь всё имеет свои резоны, в конце концов.
И, наконец, в-четвёртых, броский заголовок журналиста весьма «толсто» намекает читателю на то, что между Гегелем и православным пониманием жизни и русской истории есть-де некий трагический, принципиально неустранимый антагонизм.
Отнюдь нет! Скорее, даже, наоборот.
Ежели вопрос брать в его целом, то следует признать, что русская религиозная философия (точнее сказать, классическая) пронизана бесконечныи уважением к Гегелю. ( А своё уважение к этим философам, в свою очередь, однозначно засвидетельствовал и православный иерарх отец Василий Родзянко).
Так, например, православный философ и великий русский гегельянец Иван Ильин в своей фундаментальной монографии «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» разъяснил нам, как именно приведенную С.Плотниковым фразу («тем хуже для фактов») следует понимать. А понимать, между прочим, её следует так: НЕ ВСЁ ТО ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОМ, ЧТО ЛЕЖИТ ПЕРЕД НАМИ И ДАЖЕ ЛЕЗЕТ НАСТЫРНО НАМ В ГЛАЗА!
Ведь вот лежит же у меня перед глазами материал с названием «К останкам относиться не по Гегелю»…
Ну и что ж?!
В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
«УРАЛЬСКАЯ ГАЗЕТА», № 23 (45), июль 1993 г. Тираж 13.000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий