вторник, 28 марта 2017 г.

Бензин дорожает - ведь хочется им кушать

Почему бензин снова подорожал

Причины кроются вовсе не в стоимости нефти
 На российских автозаправках снова подорожало топливо. Как  объясняют шутники, когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. «ЭВ» решил разобраться в причинах этого феномена, а заодно выяснить, чего стоит ожидать от цен на топливо.
Слово против факта В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы — удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области — аж на 8,3%.
Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.
По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.
Причины роста цен
По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», — пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.
фото: Иван Скрипалев
С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».
Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.
По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.
Новый налог
В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», — полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.
Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».
Прогнозы экспертов
За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.
Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. — С.Т.) имеют более широкие возможности для получения прибыли», — считает Иван Капитонов.
Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».
 


Актуальный архив 
Столкновение двух малых величин 
Значительный рост цен на бензин вызвал не только недовольство граждан политикой правительства, но и обострил дискуссию о роли государства в экономике. И тем самым, дал понять, что с какой бы стороны мы не подходили к вопросам ценообразования, мы неизбежно придем к вопросу о государстве, т. е. о власти, которая, в лице Михаила Фрадкова и Германа Грефа, делает «неимоверные» потуги стабилизировать рост цен на бензин, предполагая, что он будет бесконечным. А журналисты и эксперты, пользуясь моментом, выдают множество советов по стабилизации цен, обнаруживая полную несостоятельность.
Не стала исключением и «Новая газета», предложившая своим читателям дискуссию по вопросам роста цен на бензин, между обозревателем газеты Борисом Вишневским и профессором Высшей школы экономики Иваном Родионовым.
Дискуссию начинает Вишневский с вопроса: «Почему растут цены?». И тут же отвечает: «Только и слышим про «объективные причины». Про рост мировых цен на нефть, при котором становится выгоднее продавать сырье за границу, где больше платят. Про высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Про отсутствие биржевой торговли нефтепродуктами, которая дала бы возможность мелким и средним компаниям не зависеть от крупных поставщиков. Про ничтожные штрафы за сговор монополистов, которые можно платить хоть каждый день, не беднея. И так далее».
Оценивая ситуацию с ценами на бензин, Вишневский, между прочим, вскрыл еще одну проблему – это монополизация СМИ, которые как раз и находятся под контролем государства и монополистов. А поэтому и освещают все процессы в обществе весьма тенденциозно. И эта проблема гораздо важнее цен на бензин. Но, им ближе проблема роста цен на бензин.
Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики, особо голову не ломает, и выдает, как написано в посредственном учебнике политэкономии – цены растут, так как имеется дефицит.
«Основная проблема, позволяющая повышать цены на бензин, — это дефицит высокооктанового топлива в условиях роста числа современных личных автомобилей. Этого топлива выпускается немного, потому что вся та инфраструктура, которую мы получили в наследство от СССР, была рассчитана на среднеоктановый бензин А-76, и мощностей на высокооктановые А-92, А-95, тем более А-98 — мало. Поэтому существенная часть бензина А-98 до сих пор импортируется. Мощностей же не хватает потому, что в течение 15 лет нефтяные компании не вкладывали в нефтепереработку из-за того, что размер требуемых вложений в один НПЗ велик (от семисот миллионов до миллиарда долларов).
Сначала у них был кризис, потом высокие цены… в общем, все как-то руки не доходили, а правительство не подталкивало.
Пример бензина очень хорошо показывает полную недееспособность экономического блока нашего правительства в вопросах управления капиталистической экономикой».
Профессор просто великолепен, так как, не подозревая того, сдал оптом всех наших рыночников. Родионов прямо указывает, что сегодняшние магнаты, вместе с властью, все это время паразитировали на том, что было создано в период существования СССР, и ни копейки не вложили в развитие отрасли. Объяснения же, что необходимы значительные вложения, никого и нисколько не оправдывают. Яхты Абрамовича стоят гораздо больше, чем один НПЗ.
Хороши и дополнения, которые дает профессор: «правительство не подталкивало»; «…недееспособность экономического блока нашего правительства в вопросах управления капиталистической экономикой».
В самом начале своей заметки Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики, твердо заявляет, что государство может и должно регулировать цены на бензин, но только не в административном порядке. Но, буквально через пару строчек, выставляет претензии правительству, что оно не подталкивало нефтяных магнатов строить НПЗ, что правительство проявило недееспособность.
Однако этого нельзя признать безоговорочно. Если вспомнить, что отмечает и Вишневский, правительство отменило налог с продаж, снизило НДС, только это, как мы видим, не привило к снижению цен, и не подтолкнуло к строительству НПЗ.
«Что делать?» - задается вопросом Борис Вишневский. «Рассчитывать на «социальную ответственность нефтяных компаний», как однажды выразился Герман Греф? Или создать более надежные механизмы?»
И сам же отвечает: «…если российский рынок не может ограничить цены на бензин — а речь идет о товаре, без которого решительно невозможно обойтись, — это должно быть сделано помимо рынка. Иначе говоря, цены на бензин должны регулироваться государством. Точно так же, как регулируются цены на жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт и телефон».
И тут же выдвигает аргументы против современных либеральных бюрократов. «Заранее слышу возмущенные крики с обещаниями неминуемого фиаско в случае их реализации. Нефтепродукты начнут еще больше экспортировать, и внутренний рынок немедленно опустеет. Ограничат экспорт — компании сократят добычу нефти, чтобы не продавать бензин по низким ценам, установленным государством. В результате возникнет повальный дефицит бензина, которого по этим ценам просто не будет. А у спекулянтов он будет, но по высоким ценам. Как и было с различными «регулируемыми» товарами в советские времена.
Считает ли кто-либо Соединенные Штаты Америки нелиберальной (в экономическом смысле) страной? Между тем некоторое время назад республиканское большинство в сенате потребовало расследования причин повышения стоимости энергоносителей, а затем конгресс принял закон, вводящий уголовную ответственность за «необоснованное завышение цен на бензин».
Это у них могут признать рост цен необоснованный, а у нас все обоснуют и докажут.
Если бы Борис Вишневский задумался над тем, кого он критикует и против кого он выдвигает аргументы, то неизбежно пришел бы к выводу, что главной причиной сложившейся ситуации с ростом цен на бензин является само государство. Подходы правительства к проблемам экономики. Нужно признать, что наше правительство регулирует сферу производства и сбыта нефтепродуктов, но регулирует в интересах узкого круга причастных к этой сфере, а не в интересах большинства потребителей. А поэтому призывы к непосредственному вмешательству власти в процесс ценообразования, без изменения этой власти, мало что дадут. Положение с электроэнергией и газом, где тарифы растут постоянно и нисколько не медленнее чем бензин, показывает, что данное государство не намерено сдерживать цены и отказываться от возможных прибылей.
Об этом же говорит и Иван Родионов, который, по сути, не дискуссирует с Вишневским, а подтверждает его доводы.
«Что касается вопроса о необходимости государственного регулирования данного рынка, то оно неизбежно, и дело здесь в том, что капиталистическая реформа в нашей стране была и есть однобокая и незавершенная. Есть области полностью регулируемые, есть полурегулируемые, есть совсем нерегулируемые. В этих условиях у бизнеса существует свобода для маневра, арбитража, чего государство, в общем-то, позволять не должно. А постиндустриальная экономика не может жить у нас на основе закона спроса и предложения в их явном виде».
Если не замечать выражений типа: «капиталистическая реформа», (смешнее выражения трудно и придумать), то мы видим, что и Иван Родионов напирает на то, что данное государство никуда не годное. Существующее государство поставлено на службу узкому кругу лиц, и тем самым ведет страну к хаосу, создавая все больше и больше проблем.
К сожалению ни Вишневский, ни Родионов, так и не поняли этого, а поэтому считают, что главные причины в «элементарной квалификации правительства в управлении экономикой», а поэтому и выдают массу никому не нужных советов, так как правительству это не интересно, а те, кто заинтересован – не может их осуществить.
«Тот, кто вырастил картошку у себя на даче, имеет полное право торговать ею по любой цене. Тот, кто сшил костюм или придумал компьютерную программу, — тоже. Но нефть никем не «выращивается» и не «шьется». – Делится своим пониманием ситуации Борис Вишневский. - То, что создано природой и является в соответствии с Конституцией «основой жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (а также продукты переработки), не может и не должно предлагаться гражданам по тем ценам, которые захочет установить узкая группа лиц, получившая по тем или иным причинам право эксплуатации соответствующих месторождений».
Важно, как раз то, по каким причинам, и на каких условиях получены права на эксплуатацию месторождений и работающих на них. От этого зависят и цены на бензин, и заработная плата наемных работников, и доходы государства.
«Сейчас Министерство экономики пытается убедить нас, что рост стоимости бензина должен соответствовать темпам инфляции в нефтедобывающей стране. Это просто издевательство. У государства есть огромные финансовые ресурсы, которые вполне можно отрабатывать на том же самом бензиновом рынке. – Советует Иван Родионов. - Купив бензин зимой и продав его летом на 5% (а не 20—30%, как сейчас) дороже, государство получило бы доходность на средства Стабфонда больше, чем от вложений в зарубежные ценные бумаги при более низком риске».
У данного государства много чего есть, да видимо не по нашу честь. Пора освобождаться от иллюзий «капиталистических реформ», проводимых, согласно представлению профессора, в интересах всех капитализированных россиян, тогда и не будет необходимости выдавать никому не нужные советы.
 Иван Тевризский
20.09. 2006г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий